» » Советы логопеда родителям будущих первоклассников
*** Актуальна інформація щодо прийому документів до 1-ого классу розміщена тут ***

Советы логопеда родителям будущих первоклассников

Автор: admin від 15-02-2017, 13:04

 Речь — одна из важнейших психических функций. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему формировать и высказывать свои мысли, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами.

На что надо обратить внимание в развитии речи дошкольника

 1. Звукопроизношение

Если ваш ребенок не выговаривает один или несколько звуков, обратитесь к логопеду.

 2. Состояние фонематических процессов

Этот раздел подразумевает:

- умение ребенка различать звуки на слух, не смешивать их в речи. Например: б-д, ч-ц, ж-з, ш-с, т-д, з-с, и др.);

-умение определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове ;

-умение определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце);

-умение придумывать слово на заданный звук;

-умение соединить звуки в слово (с, о, н — сон);

-умение посчитать количество звуков в слове;

-умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-да-та, вы-вы-фы и др.

 3. Состояние слоговой структуры слова

 Шести - семилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова и фразы типа: велосипедист, кораблекрушение, экскурсовод, циркач выступает в цирке и т. д.

 4.Состояние грамматического строя речи

 Ребенок в этом возрасте может правильно образовывать множественное число имен существительных (стол — столы, кровать — кровати, стул -стулья, дерево — деревья, гнездо — гнезда, …), уменьшительно-ласкательные формы слов (книга – книжечка, вишня — вишенка, стекло — стеклышко,  карандаш — карандашик и т.д.)

 Следует обратить внимание на то, как ребенок связывает слова в предложениях, не допускает ли ошибки согласования слов в роде, числе, падеже, не пропускает ли предлоги. Дети с недоразвитием грамматического строя речи говорят: «красная яблока», «мальчик кормит гусь, петух», «девочка мечтает платье, нового мишку»и др.

 Если в речи 5-6-летних  детей иногда встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и спокойным ровным тоном просить повторить  правильно. Если такие ошибки постоянны, нужно обязательно обратиться к логопеду.

5. Состояние словарного запаса

 Чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью  речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

 Дошкольники уже умеют классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.), безошибочно могут назвать детенышей животных. Проверьте, назовет ли ваш ребенок детеныша овцы, коровы, лошади, собаки, и др.

 Знает названия дней недели, названия и отличительные особенности времен года. Оперирует такими понятиями: «налево», «направо», «вверх»,«вниз», «раньше», «позже», «больше», «меньше» и т. д. Правильно понимает значение предлогов и точно использует их в речи (за, перед, в, на, к, от, под, из-за, из-под …).

 Важно уметь сообщить с помощью слов свое эмоциональное состояние, оценить самочувствие (мне грустно, я расстроен, я обижен, я рад, и т.д.)

 Дети, как и мы, взрослые, знают больше слов (пассивный словарь), чем используют в речи (активный словарь). Чтобы активировать пассивный словарь, играйте с ребенком в речевые игры:

- «Игра в слова» (взрослый называет любое слово, затем ребенок называет слово, которое начинается с последней буквы предыдущего слова и дальше по очереди (роза- аквариум- метр и т. д.);

- «Скажи наоборот» (день-ночь, старый-молодой, холодный-горячий, плохой-хороший, грязный-чистый, смеется-плачет, радуется-огорчается, и т. д.) - можно играть с мячом.

- "Слова-приятели» (смелый — храбрый, идти — шагать, холодный - прохладный — студеный  — морозный, бежать — нестись, говорить -  разговаривать — беседовать, и др.) - т.же можно играть с мячом.

6.Состояние связной речи

  Ребёнок должен иметь достаточно развитую связную речь. Разговаривать полными

предложениями. Уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать увиденное или услышанное.

 Возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые (сложные) слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.

 Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

 Для овладения навыком письма важно иметь развитую мелкую моторику кистей рук (пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает т.п.), хорошее состояние пространственных функций (умение определять правую и левую руку, ногу у себя и у человека, стоящего к ребенку лицом).  Знать где правая и левая сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.

 

 Надеюсь, что все перечисленное выше у вашего ребенка на отлично.

 Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку. Главное - своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.

  

Подготовила учитель-логопед Чузова Л.В.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм іменем.