*** Доступ до всіх матеріалів сайту відтепер необмежений і не потребує реєстрації ***

Их воскресила любовь … (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Автор: admin від 6-10-2017, 18:21

 Их воскресила любовь, сердце одного заключало 
                                         бесконечные источники жизни для сердца другого. 
                                     Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это изображение трудного нравственного пути главного героя к истине, которая, по мнению писателя, заключается в любви и вере в Бога.
    К этому же пониманию в финале произведения начинает приходить и Родион Раскольников. Однако эта «простая» истина далась ему чрезвычайно сложно, герой заплатил за нее ужасающую цену. В поисках правды и справедливости Раскольников решается на убийство человека и, несмотря на то, что вся его природа протестует против этого преступления, совершает его. Все последующее действие романа - это развенчание поступка героя и его теории, которая разрешала «преступить нравственную черту». Каждой строкой своего произведения автор разоблачает теорию Раскольникова, показывает ее разрушительную сущность, противоречащую законам всего живого.           
    Однако Достоевский хочет, чтобы не только читатели, но и его герой понял весь ужас придуманного и содеянного им. Поэтому он «сводит» Раскольникова с персонажами, которые помогли бы Родиону в этом. Главную роль среди них играет, конечно же, Сонечка Мармеладова, ставшая для Раскольникова не только любимым человеком, но и ангелом–спасителем.                      
    Соня - нравственный антипод Раскольникова. Она отрицает бунт, свойственный Родиону, и выбирает путь смирения перед Богом. Эта девушка - «блудница» с точки зрения общественной морали, ведь она «вышла на улицу», чтобы ее семья не умерла с голоду. Однако с точки зрения христианства Соня - святая, потому что жертвует собой ради благополучия ближних и сохраняет Бога в своей душе («...С ними-то что будет?»).                                       
    Но, несмотря ни на что, Соня и Раскольников во многом похожи. Это две сложные натуры, которые живут напряженной духовной жизнью, страдают от своей «униженности». Я думаю, что героиня, так же, как и Родион, много думала о возможности «покончить все разом» - о самоубийстве.  
    Кроме того, оба героя – изгои в обществе, совершившие страшные преступления и потому оба они очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем». Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она единственный человек, который может его понять. Мысль о возможности открыть свою тайну кому-то другому, пусть даже близкому человеку - сестре, матери, Разумихину - приводит Родиона в ужас. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».                               
    В теории Родиона «ничего она... не понимала», но почувствовала ее несправедливость. Соня не верит в «право убивать», возражает Раскольникову: «Убивать-то право имеете?»                  
    Однако в исповеди героя Соня сердцем поняла самое главное: Раскольников несчастен, он страдает. Именно поэтому она говорит ему: «Что это вы над собой сделали?»; «Нет теперь никого несчастнее тебя в целом свете».                          
    Эта героиня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила. Она избрала путь истинного смирения перед Богом, веру в возможность возрождения. По мнению Достоевского, именно этот путь ведет к спасению. Недаром эпизод, в котором Соня читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, считается одной из кульминаций романа. Путь духовного возрождения героиня прочит и Раскольникову, несмотря на его скептическое неверие и продолжающийся бунт. Однако для Сони душевное выздоровление Раскольникова, его приход к Богу становится новой миссией, даже более важной, чем поддержание семьи. Для нее в Родионе, которого она полюбила за его страдания, прежде всего, теперь заключается весь смысл жизни. На него она направила всю свою любовь, заботу, силу веры. Именно поэтому Мармеладова подталкивает Родиона к признанию своей вины, именно поэтому она убеждает его покаяться перед людьми, именно поэтому она едет за ним на каторгу. 
    Таким образом, смирившись, Соня спасает не только себя, но и Раскольникова. Именно любовь к Соне открыла этому герою возможность примирения с жизнью, с людьми. Неслучайно отношение каторжников к Раскольникову изменилось после его свидания с Соней: «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе». 
    Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг - отказаться от рационального осмысления жизни: «... он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь... » Только тогда Родион смог понять, насколько важна для него Соня, что он любит ее так же сильно, как и она его: «она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...». 

В финале романа писатель дает героям надежду на возрождение, возврат к «правильной», «естественной жизни», наполненной любовью друг к другу, к людям, к Богу. Таким образом, любовь Раскольникова и Сони помогла обоим героям обрести смысл жизни, поверить в себя и в возможность счастья, захотеть обновления и возрождения. Эти люди нашли друг друга и, вместе с этим, обрели истинную цель, соединились с Богом. Именно в этом, как мне кажется, заключается гуманистический и оптимистический пафос романа Достоевского, показывающего, что духовное возрождение возможно для каждого, и в этом есть смысл существования человека на этой Земле.

Высказывания, цитаты и афоризмы Ф.М. Достоевский

Автор: admin від 6-10-2017, 18:20

• Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства.

• Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы.

• Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник — стало быть, надо для жизни нравственное занятие.

• Идея о бессмертии — это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества.

• Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак.

• Хорошие мысли предпочитаются блестящему слогу. Слог — это, так сказать, внешняя одежда; мысль — это тело, скрывающееся под одеждой.

• Искусство только тогда будет верно человеку, когда не будет стеснять его свободу развития.

• Человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее определение человека.

• Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

• Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

 Фантазия есть природная сила в человеке... Не давая ей утоления, или умертвишь ее, или обратно — дашь ей развиться именно чрезмерно (что вредно).

• Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

• Что такое талант? Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно.

• Эгоисты капризны и трусливы перед долгом: в них вечное трусливое отвращение связать себя каким-нибудь долгом.

• Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.

• Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.

• Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить — только жить! Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек!.. И подлец тот, кто его за это подлецом называет.

•  Я представить не могу положения, чтоб когда-нибудь было нечего делать.

• Дурной признак, когда перестают понимать иронию, аллегорию, шутку.

• Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

• ...Если хотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а смотрите на него лучше, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит, хороший человек.

• Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.

Анализ образов главных героев в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: admin від 6-10-2017, 18:18

Мир главных героев романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — это мир потерянных в большом городе маленьких людей, которые пытаются найти своё место под солнцем и согреться любовью. Необычные и такие жизненные, неоднозначные и совершающие порой непонятные поступки, главные герои романа раскрывают суть произведения: смысл человеческой жизни — в любви и всепрощении.

Родион Раскольников Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берёт истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчёту) толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова:

  • даже физически он не может справиться с испытанием: несколько дней после убийства он лежит в бреду;
  • по факту убийства его начинает вызывать следователь и допрашивать: подозрения мучают студента, он теряет покой, сон, аппетит;
  • но самое главное мытарство — это совесть, которая требует возмездия за кровавое преступление, совершённое Раскольниковым.

Поддержку Родион находит в семье и любви — именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотье и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он всё-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание. Он сам приходит к следователю и признаётся в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья — вот та жертвенность и то всепрощение, которое возвышает человека. Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.

Сонечка Мармеладова

Разные  женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова — самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня:

  • вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своём самопожертвовании: ведь она идёт зарабатывать своим телом ради семьи;
  • вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может;
  • Раскольников поначалу ненавидит её, так как чувствует, что его влечёт к ней неудержимо: влечёт так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своём злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка — то спасение, которое Господь послал ему в утешение.

Сонечка идёт рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Её вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия. Понять страшную ошибку, которую совершил Раскольников, позволяет ещё один центральный образ романа — Свидригайлов.

 Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему всё дозволено:

  • Свидригайлов — развратный и пошлый, хоть и дворянин;
  • подозревается в убийстве;
  • шантажист.

И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он заканчивает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.

 

Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них — система бы разрушилась. Нельзя категорично делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека — арена, где ежедневно сражаются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку. Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, помогающих читателю правильно понять мысль великого Достоевского.

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», анализ романа

Автор: admin від 6-10-2017, 18:17

Когда Ф.М. Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими преступниками, но и с уголовниками – ворами и убийцами. Писатель внимательно изучал их истории и обоснования своих преступлений, в связи, с чем Достоевский пришел к выводу, что в большинстве своем преступления были совершены на почве недовольства людей социальным устройством России. Люди были недовольны социальным неравенством, крестьяне после отмены крепостного права в большинстве своем остались нищими и обездоленными, они шли в большие города, где начинали пьянствовать, грабить и убивать. Выход из этого положения Достоевский видел не в революции свергающей самодержавие России, а в развитии и совершенствовании духовного мира русского народа через христианскую мораль. Но преступность росла не только на почве экономического упадка, новые философские учения также способствовали этому.

Ф. Ницше стал основателем одного из таких молодых учений в Европе, он выдвигал идею «сильной личности и ее роли в истории», это люди завоеватели, они управляют толпой, распоряжаются чужими жизнями и будущим мира.

Эти идеи не оставили равнодушной и Россию. Герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.

Своим решением об убийстве старухи Родион пытается проверить, к какой группе людей он относится. Раскольников был довольно таки талантливым, умным и гордым молодым человеком, но, к сожалению, он не мог реализовать свои честолюбивые мечты из-за бедности. Бедность отражается на всей его жизни. Сестра Родиона, из-за бедности вышла замуж за ужасного человека. Бедность завела Мармеладова, отца Сонечки, титулярного советника, которого сократили, в пьянство и полное падение, как личности и в итоге привело к смерти. Бедность заставила Сонечку Мармеладову пойти на панель, чтобы прокормить себя и семью.

Но к философским суждениям Ницше Родион добавил и свое мировоззрение. Он считал, что если сильная личность убила ничтожество, которое не несло никому пользы, она тем самым сделала всех счастливыми. Такое убийство в восприятии Раскольникова не есть ни преступление, ни грех, тем более. Так он рассуждал, когда убивал старуху процентщицу, собирался помочь ее деньгами, которые были нажиты на чужом горе, таким же обездоленным, как и он. Однако, когда преступление было совершено и руки Родиона оказались «в крови», он не смог использовать награбленные деньги, не только его совесть была настолько чувствительной, что он не мог руками «убийцы» обнять мать и сестру. Его снедает совесть, она ассоциируется у Раскольникова с Сонечкой Мармеладовой. Сонечка находиться в таком же тяжелом положении, как и он, но сердце ее не ожесточилось, не очерствело, не озлобилось на мир. Девушка живет благодаря своей непоколебимой вере в Бога и надежде на Его справедливость. Соня была первой, кому Родион признался в преступлении, и от кого он ждал моральной поддержки и понимания.

Сонечка советовала Родиону покаяться, чтобы облегчить свои страдания, рассказать всем людям о том, что он совершил, но он ее не послушал и пошел сознаваться о содеянном властям и попал на каторгу. Соню и Раскольникова объединяло то, что оба они были глубоко несчастны, они загубили свои души, но если Соня руководствовалась глубоко моральными побуждениями, она хотела помочь своим близким выжить, то Родион совершил преступление ради идеи. 
На каторге постепенно, благодаря Соне, с Родионом происходит духовное возрождение – меняются его жизненные принципы.

  Этим романом Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали. Вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьба за власть.

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»

Автор: admin від 6-10-2017, 18:16

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Главный герой романа Родион Романович Раскольников несколько месяцев назад бросил университет. Он очень беден, ходит в лохмотьях, живет в убогой каморке, но и за нее нечем платить, приходится прятаться от квартирной хозяйки. Дело происходит летом, страшная духота усугубляет тяжелое нервное состояние юноши. Раскольников идет к ростовщице взять денег под залог. Но это не единственная его цель. В голове его зреет план, он мысленно и душевно готовится к его реализации. Он уже знает даже, сколько шагов отделяют его дом от дома ростовщицы; он отмечает про себя, что его изношенная шляпа слишком приметна, надо ее заменить; поднимаясь по лестнице к квартире процентщицы, он видит, что на ее этаже освобождается квартира, стало быть, останется только одна занятая... 
    Старуха-процентщица, Алена Ивановна, живет в двухкомнатной квартире вместе со своей младшей сестрой Лизаветой, существом забитым и бессловесным. Лизавета “поминутно ходит беременная”, день и ночь работает на старуху и находится у нее “в полном рабстве”. Раскольников оставляет в залог серебряные часы. На обратном пути он заходит в распивочную, где знакомится с Семеном Захаровичем Мармеладовым, спившимся отставным чиновником; тот рассказывает Раскольникову о своей семье. Его жена — Катерина Ивановна, вдова офицера — от первого брака имеет троих детей. После смерти мужа-картежника она осталась без всяких средств к существованию и от безнадежности вышла замуж за Мармеладова, чиновника, который вскоре потерял место, запил и пьет до сих пор. Дочь Мармеладова от первого брака Соня вынуждена была пойти на панель, потому что нечем было кормить детей Катерины Ивановны. Мармеладов выпрашивает деньги у дочери, ворует последнее у жены. При этом любит заниматься самобичеванием на публике с биением себя в грудь и пьяными рыданиями. 
    Раскольников отводит пьяницу домой, там поднимается скандал. Раскольников уходит, незаметно оставив на подоконнике несколько монет. Наутро он получает письмо от матери, которая объясняет ему, почему не могла прежде прислать ему денег — она сама и сестра Раскольникова Дуня, стараясь обеспечить его необходимым, залезли в большие долги. Дуне пришлось поступить в услужение к господам Свидригайловым и взять вперед сто рублей вознаграждения, чтобы послать брату Родиону. По этой причине, когда Свидригайлов начал домогаться Дуни, она не могла сразу уйти оттуда. Жена Свидригайлова — Марфа Петровна — по ошибке обвинила во всем Дуню и изгнала из дома, опозорив на весь город. Но тут в Свидригайлове проснулась совесть, и он отдает жене письмо Дуни, в котором она с гневом отвергает его домогательства и заступается за его жену. 
    Марфа Петровна объезжает все городские дома, восстанавливая репутацию девушки. Для Дуни находится и жених — надворный советник Петр Петрович Лужин, который вот-вот приедет по делам в Петербург. Читая письмо матери, которая тщетно старается обнаружить хоть какие-нибудь положительные качества у человека, за которого согласилась выйти замуж Дуня, Раскольников понимает, что сестра его продает себя, чтобы помочь ему закончить учебу и устроиться (на это она надеется) в адвокатскую контору, которую собирается открыть в Петербурге ее будущий муж. Мать называет Лужина человеком прямодушным, приводя в пример его слова о том, что он желает жениться на девушке честной, но непременно бедной и пережившей беду, потому что, по его мнению, муж ничем не должен быть обязан своей жене, напротив, жена должна видеть в муже своего благодетеля. 
    Возмущенный Родион решает не допустить этого брака. Он считает: то, что собирается сделать Дуня, еще хуже, чем поступок Сони Мармеладовой, которая просто спасает детей от голодной смерти. В конце письма мать сообщает, что на днях вышлет сыну денег, а скоро и они с Дуней сами приедут в Петербург. Раскольников выходит из дома и бродит по городу, разговаривая сам с собой. Он понимает, что пока он закончит учебу и устроится на работу, пройдут годы, а что станется за это время с матерью и сестрой? И снова его посещает мысль о процентщице. Вдруг он замечает бредущую по бульвару пьяную, растерзанную девушку, почти девочку, к которой собирается подойти, явно с грязными намерениями, какой-то жирный господин. Раскольников прогоняет его и зовет городового, которому дает денег на извозчика, чтобы отвез девушку домой. Ее явно обманули, напоили, обесчестили и выкинули на улицу. Раскольников с сочувствием размышляет о дальнейшей судьбе девушки, понимая при этом, что ничего поделать не может — какой-то “процент” оказывается на этом пути. Раскольников ловит с
ебя на том, что, выходя из дома, собирался идти к своему университетскому товарищу Разумихину, у которого не был уже месяца четыре. Неожиданно для себя он решает пойти к нему не сейчас, а “после того, когда уже то будет кончено...”. Собственное решение приводит Родиона в ужас. Он идет куда глаза глядят, долго бродит, потом поворачивает к дому и в полном изнеможении сходит с дороги, падает на траву и засыпает. Ему снится страшный сон: он, мальчик лет семи, идет с отцом по дороге к кладбищу мимо кабака, около которого стоит ломовая лошадь, запряженная в телегу. Из кабака выходит пьяный хозяин лошади — Миколка с приятелями. Все садятся в телегу, но лошадь старая, у нее нет сил сдвинуть телегу с места. Миколка немилосердно хлещет лошадь кнутом, к избиению присоединяются остальные. Они забивают лошадь до смерти. Раскольников (маленький мальчик) с криком подбегает к лошади, целует ее мертвую морду, потом бросается в исступлении на Миколку. Отец хватает его и уносит. 

Раскольников, проснувшись, размышляет: неужели он в самом деле возьмет топор и станет бить по голове?.. Нет, он на это неспособен, он “этого не вытерпит”. От этой мысли у него становится легко на душе. Но тут происходит неожиданная встреча, возвращающая его к старому плану. Он наталкивается на сестру процентщицы Лизавету — та договаривается со знакомыми прийти завтра к ним по какому-то делу. Это означает, что завтра вечером старуха останется дома одна. Раскольников чувствует, что “нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно”. Еще месяца полтора назад Раскольников, направляясь к старухе-процентщице с колечком, под которое хотел занять денег, по дороге зашел в трактир и там услышал разговор офицера со студентом об этой самой старухе и ее сводной сестре. Студент говорил, что Лизавета очень добрая и кроткая, а старуха по своему завещанию не собирается ей оставлять ни гроша. “Я бы эту старуху убил и ограбил... без всякого зазору совести, — добавил он. Столько людей пропадает без поддержки, сколько доброго можно сделать на старухины деньги! Что значит на общих весах жизнь этой... злой старушонки?” Однако когда офицер спросил собеседника, сможет ли он сам убить старуху, тот ответил “нет”. Тот трактирный разговор сильно подействовал на Раскольникова. 

    Родион идет домой и ложится спать. Назавтра он просыпается поздно и никак не может собраться с мыслями. День между тем уже клонился к вечеру. “И необыкновенная и какая-то растерявшаяся суета охватила его вдруг, вместо сна и отупения”. Он быстро готовится к убийству: пришивает изнутри к пальто петлю для топора, заворачивает в бумагу и завязывает тесемкой фальшивый “заклад” — дощечку и железку, — чтобы отвлечь внимание старухи, и осторожно спускается по лестнице, крадет в дворницкой топор и “степенно, не торопясь”, чтобы не вызывать подозрений, идет к дому процентщицы. Поднимаясь по лестнице, Раскольников замечает, что квартира на третьем этаже, как раз под квартирой старухи, тоже пустует — там идет ремонт. Он звонит в дверь, старуха открывает ему. Стараясь развязать тесемку на “закладе”, она поворачивается спиной к Раскольникову, и тот бьет ее обухом по голове, потом еще и еще. Осторожно достав у мертвой старухи из кармана ключи, он принимается шарить по сундукам, запихивая чужие заклады и деньги по карманам. Его руки дрожат, ключи никак не попадают в замки, ему хочется бросить все и уйти. В соседней комнате раздается шум, Раскольников, схватив топор, бежит туда 
    и сталкивается с внезапно пришедшей Лизаветой, которая увидела его, и “губы ее перекосились, как у маленьких детей...”. Несчастная Лизавета была так забита, что даже руки не поднимает, чтобы защититься. Раскольников убивает ее. Потом смывает кровь с рук и топора. Его охватывает оцепенение. Он встряхивается, приказывая себе бежать. И тут замечает, что входная дверь не заперта. Он запирает ее на засов. Но ведь надо уходить! Он снова открывает дверь и стоит, прислушиваясь. Кто-то поднима- ется по лестнице. Вот уже он миновал третий этаж. Только тут Раскольников бросается назад в квартиру и запирает дверь. Звонит не переставая дверной колокольчик. К посетителю за дверью подошел еще кто-то. Оба посетителя в недоумении переговариваются — ведь старуха никогда не выходит из дома! Надо послать за дворником. Один спускается вниз, второй, подождав немного, тоже уходит. Раскольников выходит из квартиры, прячется в пустой квартире на третьем этаже, пока давешние посетители с дворником поднимаются по лестнице на четвертый этаж, и выбегает из дома на улицу. Он умирает от страха и с трудом соображает, что делать дальше. Подойдя к своему дому, вспоминает о топоре, кладет его на место в дворницкой, где снова никого не оказалось. Наконец Раскольников в своей комнате. Он без сил бросается на диван. 
    

ЧАСТЬ ВТОРАЯ 
    Раскольников просыпается рано утром. Его бьет нервный озноб. Он тщательно осматривает одежду, уничтожая следы крови. Потом вдруг вспоминает о награбленных вещах и судорожно прячет их за оторвавшиеся обои. Его лихорадит и клонит в сон, он то и дело засыпает. Окончательно будит его сильный стук в дверь — принесли повестку из полиции. Раскольников выходит из дома и окунается в невыносимую жару. “Если спросят, я, может быть, и скажу”, — думает он. “Войду, стану на колени и всё расскажу...” — решает Раскольников, подходя к конторе квартального надзирателя. Оказалось, что его вызвали по делу о взыскании с него долга квартирной хозяйке. Раскольников, слушая объяснения письмоводителя, чувствует, как спадает давившая на него тяжесть, его наполняет животная радость. В эту минуту в конторе поднимается гам: помощник квартального набрасывается с руганью на сидящую в прихожей пышную даму, содержательницу публичного дома Луизу Ивановну. Раскольников в истерическом оживлении начинает рассказывать письмоводителю о своей жизни, родственниках, о том, что он собирался жениться на дочери квартирной хозяйки, но она умерла от тифа. Его обрывают, приказывают писать обязательство, что он заплатит долг и т. п. Он пишет, отдает, может уходить, но не уходит. У него появляется мысль рассказать про преступление. И тут Раскольников слышит разговор об убийстве старухи и Лизаветы. Он порывается уйти, но теряет сознание. Очнувшись, Раскольников говорит полицейским, глядящим на него с некоторым подозрением, что болен. Его отпускают, он спешит домой — надо избавиться от вещей. Он хочет бросить их в воду, но кругом люди. Наконец он прячет вещи под камень в глухом, пустынном дворе. Ноги сами несут Раскольникова к Разумихину. Он говорит ему что-то невнятное, отказывается от помощи и уходит. На улице он чуть было не попадает под экипаж, его принимают за нищего, суют двадцать копеек. Он останавливается на мосту через Неву, где любил стоять в прежние времена, долго смотрит на панораму города и бросает монету в воду. “Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту”. После долгих блужданий Раскольников возвращается домой и забывается в полусне, который прерывается бредом: ему слышатся ужасные крики хозяйки, которую избивает помощник квартального надзирателя. Он в ужасе ждет, что сейчас придут за ним. Появившаяся кухарка Настасья, жалеющая и подкармливающая Раскольникова, говорит, что ему померещилось. Раскольников теряет сознание. Очнувшись на четвертый день, он видит в своей каморке Разумихина и кухарку Настасью, которые ухаживали за ним. Раскольникову приносят присланные матерью тридцать пять рублей. Разумихин уладил дело с долгом, по которому Раскольникова вызывали в полицию. На полученные деньги он покупает Раскольникову новую одежду. К Раскольникову приходит приятель Разумихина, студент-медик Зосимов. Приятели разговаривают о своем: завтра у Разумихина новоселье, среди гостей будет местный следователь Порфирий Петрович; в убийстве старухи-процентщицы и Лизаветы обвинен маляр Миколай, работавший в доме, где произошло убийство, — он нашел в ремонтируемой квартире коробочку с золотыми серьгами и пытался их заложить у содержателя распивочной. Зосимов и Разумихин рассуждают о деталях дела. Разумихин восстанавливает картину убийства: Кох и Пестряков, пришедшие к процентщице, застали убийцу в квартире, когда же они спустились за дворником, убийца спрятался этажом ниже, откуда только что выбежали дурачившиеся маляры. Там убийца и выронил футляр. Когда все поднялись в квартиру старухи, убийца незаметно вышел. Разговор прерывается появлением немолодого, осанистого господина с брюзгливой физиономией. Это Петр Петрович Лужин — жених Дуни. Он сообщает Раскольникову, что его мать и сестра вот-вот приедут и остановятся в номерах (самого низкого пошиба) за его счет. Лужин купил уже и постоянную квартиру для себя и Дуни, но ее сейчас отделывают. Сам он остановился неподалеку у своего молодого друга Андрея Семеновича Лебезятникова. Лужин заводит разговор о молодежи, о новых веяниях, за которыми он неустанно следит, об экономической науке, которая приходит к выводу, что чем больше в обществе устроенных частных дел, тем лучше устроено и общее дело. Другими словами — возлюби прежде всего самого себя, ведь что такое “возлюби ближнего своего”? — это значит разорви свой кафтан, отдай ему половину и оба окажетесь полуодеты. Разумихин обрывает разглагольствования Лужина. Зосимов и Разумихин возвращаются к убийству. Первый считает, что старуху наверняка убил кто-то из тех, кому она ссужала деньги. Второй с ним согласен, сообщает, что следователь Порфирий Петрович как раз их и допрашивает. Лужин, вмешавшись в разговор, начинает разглагольствовать о росте преступности не только в нижних слоях общества, но и в высших. В разговор вмешивается Раскольников. По его мнению, причина этого кроется именно в теории господина Лужина — если ее довести до конца, так 
выходит, что и людей резать можно. Раскольников требует у Лужина ответить — правда ли, что он больше всего рад тому, что его невеста нищая, потому что выгоднее жениться на нищей, чтобы потом над ней властвовать. Он прогоняет Лужина. 

 Когда все уходят, Раскольников одевается и идет бродить по городу. Он оказывается в переулке, где находятся “весьма увеселительные заведения”. В голову ему приходит мысль о приговоренных к смерти, которые готовы жить на скале, на узенькой площадке, только чтобы их оставили в живых. “Подлец человек! — думает Раскольников. — И подлец тот, кто его за это подлецом называет”. Он заходит в трактир, просит подать газеты. К нему подходит Заметов — письмоводитель из полицейского участка, приятель Разумихина, который приводил его к Раскольникову, когда тот был без сознания. Ему кажется странной лихорадочная возбужденность Раскольникова, в процессе разговора с ним у Заметова рождается подозрение. Они разговаривают о фальшивомонетчиках. Раскольников рассказывает, как бы он сам действовал на их месте потом — что бы сделал с вещами старухи, если б ее убил. Он действительно рассказывает о том месте, где их спрятал. И вдруг спрашивает Заметова: “А что, если это я старуху и Лизавету убил?.. Признайтесь, что вы бы поверили? Да?” Раскольников уходит в состоянии полного нервного изнеможения. Заметов приходит к выводу, что подозрения его беспочвенны. В дверях Раскольников сталкивается с Разумихиным. Тот требует сказать, что с ним происходит, приглашает его на новоселье. Раскольников отказывается, просит оставить его в покое. 
    Он останавливается на мосту, смотрит на воду, на город. Вдруг неподалеку бросается в реку какая-то женщина. Городовой ее вытаскивает. Отбросив мимолетную мысль о самоубийстве, Раскольников направляетсявк полицейскому участку, но вскоре оказывается у дома, где совершил убийство. Он входит в дом, заговаривает с рабочими, ремонтирующими квартиру убитой старухи, спрашивает их про кровь, потом разговаривает с дворником, кажется всем им подозрительным. Раскольников размышляет, идти ли ему к квартальному надзирателю, но тут видит человека, попавшего под копыта лошадей. Он узнает Мармеладова. Чувствуя облегчение оттого, что откладывается его визит в полицейский участок, Раскольников хлопочет о раненом. Мармеладова несут домой. Там его жена Катерина Ивановна и трое ее детей. Мармеладов при смерти, посылают за священником и Соней. Умирающий просит прощения у Сони. Раскольников отдает Катерине Ивановне все свои деньги (из присланных ему матерью) и уходит. Дочь Катерины Ивановны Полинька догоняет его, чтобы поблагодарить. Раскольников просит девочку помолиться за него, дает ей свой адрес и обещает прийти еще. Он чувствует прилив сил и уверенность в том, что и ему “можно жить, что есть еще жизнь, что не умерла его жизнь со старою старухой”. 
    Раскольников идет к Разумихину, вызывает его в прихожую. Разуми-хин провожает его домой, по дороге говорит, что, по мнению Зосимова, его приятель сумасшедший, что Заметов раскаивается в своих подозрениях насчет Раскольникова, что он и Порфирий Петрович очень ждали его прихода. В каморке Раскольникова горит свет — его ждут уже три часа мать и сестра. Раскольников падает в обморок. 
    

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 
    Очнувшись, Раскольников объявляет, что выгнал Лужина, требует от Дуни, чтобы она ему отказала. Он не принимает ее жертвы. “Или я, или Лужин!” — говорит Родион. Разумихин успокаивает его мать и сестру, объясняя все его нездоровьем, просит их уйти, а он будет ухаживать за больным и сообщать им о его состоянии. Он с первого взгляда влюбляется в Дуню, полон восторга, сначала даже пугает ее своей эксцентричностью. “Он соглядатай и спекулянт... он дурак, — говорит он Дуне о ее женихе. — Ну, пара ли он вам?” Дуня проникается полным доверием к Разумихину, успокаивает расстроенную мать. Разумихин провожает мать и сестру Раскольникова в гостиницу, идет к Раскольникову, оттуда снова к Дуне и ее матери, приведя с собой и медика Зосимова. Тот говорит женщинам, что у Раскольникова есть признаки мономании, но их приезд поможет ему. 
    Проснувшись утром, Разумихин ругает себя за вчерашнее поведение — ведь он был после новоселья, нетрезв. Он тщательно одевается и идет в гостиниду, где рассказывает матери и сестре Раскольникова, какие события последнего года привели, по мнению Разумихина, Родиона к заболеванию. Мать Раскольникова говорит, что Лужин не встретил ее и Дуню на вокзале, как обещал, а послал лакея, который и довез их до гостиницы. Сам он должен был 
прийти сегодня утром, но вместо этого прислал записку. Разумихин читает записку: Лужин пишет, что Родион Романович грубо обидел его, а потому он не хочет его видеть, когда придет к ним вечером. Лужин сообщает также, что видел Родиона “в квартире одного, разбитого лошадьми, пьяницы, от сего умершего, дочери которого, девице отъявленного поведения, выдал вчера до двадцати пяти рублей, под предлогом похорон...”. Дуня решает, что Родион должен прийти к ним. 

    Но сначала они идут к Родиону и застают у него Зосимова. Родион бледен и угрюм”. Он рассказывает о Мармеладове, о его вдове, о детях, о Соне, о том, почему он отдал им деньги. Мать Родиона — Пульхерия Александровна — говорит о скоропостижной смерти жены Свидригайлова Марфы Петровны, по слухам, от мужниных побоев. Раскольников вспоминает покойную дочь квартирной хозяйки, на которой собирался жениться, потом снова заговаривает о женихе Дуни. “Или я, или Лужин”, — повторяет он. Дуня говорит ему в ответ, что не выйдет замуж за Лужина, если он не достоин уважения, а достоин он его или нет — станет ясно сегодня вечером. Дуня показывает брату письмо жениха и просит его присутствовать обязательно при их встрече. 
    Неожиданно в комнату входит Сон20-21я Мармеладова. Она приглашает Раскольникова на отпевание и поминки. Он обещает прийти и знакомит Соню со своей матерью и сестрой. Дуня и Пульхерия Александровна уходят, пригласив Разумихина к себе на обед. Раскольников рассказывает Разумихину, что у убитой старухи был и его заклад — часы, доставшиеся от отца, и колечко, подарок Дуни. Он боится, как бы они не пропали. Не обратиться ли ему к Порфирию Петровичу? Разумихин отвечает, что, конечно, обратиться, он будет рад познакомиться с Родионом. Все трое выходят из дома. Раскольников просит у Сони Мармеладовой ее адрес, и она уходит в ужасе, что он увидит, как она живет. Между тем за ней следит какой-то хорошо одетый господин. Он незаметно провожает Соню до самых дверей ее комнаты и там заговаривает с ней. Они, оказывается, соседи — он живет неподалеку, недавно приехал в город. 
    Разумихин и Раскольников идут к Порфирию. У Раскольникова бьется в мозгу одна мысль: “Важнее всего, знает Порфирий или не знает, что я вчера... в квартире был... и про кровь спрашивал? В один миг надо это узнать, с первого шагу, как войду, по лицу узнать...” Он придумывает хитрость — заводит шутливый разговор с 'Разумихиным, намекая на его отношение к Дуне. Тот конфузится, Родион хохочет и так, смеясь, входит к Порфирию Петровичу. Он все хохочет и хохочет, стараясь, чтобы его смех звучал натурально, а Разумихин вполне искренно сердится и нечаянно задевает стоящий на столике стакан с чаем. Тот падает. “Да зачем же стулья-то ломать, господа, казне ведь убыток!” — весело закричал Порфирий Петрович. Тут Раскольников замечает сидящего в углу Заметова. Это кажется ему подозрительным. 
    Разговор идет о заложенных вещах. Раскольникову кажется, что Порфирий Петрович “знает”. Заговаривают о преступлении как таковом. Разумихин не согласен с социалистами, объясняющими преступление исключительно социальными причинами — якобы стоит придумать нормальное общество, как преступность исчезнет. Порфирий Петрович упоминает статью Раскольникова “О преступлении”, опубликованную в газете. Раскольников не знал о публикации, он написал эту статью полгода назад. Статья посвящена психологическому состоянию преступника в процессе преступления. Порфирий Петрович утверждает, что Раскольников в статье намекает на то, что есть люди, которые имеют полное право совершать преступление и для них закон не писан. Это искажение идеи Раскольникова. 
    По его мнению, все неординарные люди, способные сказать что-нибудь новое, непременно должны быть, по природе своей, в той или иной мере преступниками. Люди делятся вообще ва два разряда: на низший (обыкновенный), являющийся материалом для воспроизводства себе подобных, и настоящих людей, то есть тех, кто способен сказать новое слово. Если такому человеку надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он может себе сам, по совести, дать разрешение перешагнуть через кровь. Первый разряд — консервативные люди, склонные к послушанию. Те, кто относится ко второму, все преступают закон, они — разрушители или склонны к тому, в зависимости от способностей. Первый разряд — господин настоящего, второй — господин будущего. Первые сохраняют человечество и приумножают его численно, а вторые двигают его и ведут к цели. 
    Порфирий Петрович интересуется: “Чем же... отличить этих необыкновенных от 
обыкновенных?” Раскольников считает, что ошибиться могут только люди первого разряда. Многие их них искренне считаю себя передовыми людьми, “разрушителями”. Действительно же новых людей они часто не замечают и даже презирают. Но таких новых людей рождается очень мало. Разумихин возмущен тем, что Раскольников считает, что человек может сам себе позволить пролить кровь. По мнению Разумихина, это “разрешение крови по совести... страшнее, чем официальное разрешение кровь проливать, законное...”. 

    Порфирий Петрович спрашивает: а что, если какой-нибудь обыкновенный юноша вообразит себя Ликургом или Магометом и примется устранять все препятствия? И Раскольников, когда писал свою статью, неужели не считал себя, хоть капельку, тоже человеком “необыкновенным” и говорящим новое слово? “Очень может быть”, — отвечает Раскольников. Неужели Раскольников из-за каких-нибудь неудач или еще чего-либо ради всего человечества тоже решился бы убить и ограбить? — не отстает Порфирий Петрович и подмигивает Раскольникову. “Если я и перешагнул, то уж, конечно бы, вам не сказал” — отвечает Раскольников и прибавляет, что Магометом или Наполеоном он себя не считает. “Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?” —возражает Порфирий Петрович. “Уж не Наполеон ли какой будущий и нашу Алену Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?” — говорит вдруг Заметов. Мрачный Раскольников собирается уходить, договаривается со следователем, что зайдет к нему завтра. Порфирий Петрович напоследок пытается запутать своими вопросами Раскольникова, якобы перепутав день убийства с тем днем, когда Раскольников относил часы ростовщице. 
    Раскольников и Разумихин идут к Пульхерии Александровне и Дуне. Разумихин возмущен тем, что Порфирий Петрович и Заметов подозревают в убийстве Раскольникова. Уже при подходе к гостинице Раскольникову приходит в голову тревожная мысль. Он быстро идет домой, запирает дверь и тщательно обшаривает дыру за обоями — не осталось ли там чего. Ничего нет. Он выходит во двор и видит: дворник указывает рукой на него какому-то по-мещански одетому человеку. Раскольников подходит к дворнику. Мещанин молча удаляется. Раскольников догоняет его и спрашивает, что все это значит. Человек поднимает на него глаза и говорит тихо и отчетливо: “Убивец!” 
    Раскольников не отстает от незнакомца; тот снова называет его убийцей. Раскольников застывает на месте; на дрожащих ногах он возвращается в свою каморку и ложится. Мысли его путаются. Очнувшись, он размышляет, что за человек это был. Он презирает себя за слабость, он должен был заранее знать, как ему будет тяжело. “Старушонка вздор! ...не в ней дело! ...Я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! ... А переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. ...Эстетическая я вошь, и-больше ничего...” — думает Раскольников. Он был обязан заранее знать, что с ним будет после преступления... да он и знал это! Те, другие люди, сделаны не так, как он: “настоящий властелин... громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе...”, и ему же после смерти ставят памятники. Значит, им все разрешается. А ему нет. Он хотел помочь матери и сестре, целый месяц убеждал себя, что идет на преступление ради благой цели, жертвой выбрал самую гадкую старуху, и что же? Он мучается и презирает себя: так ему и надо. Если он “тварь дрожащая”, то его удел — повиноваться и не желать большего, не его это дело. В душе Раскольникова поднимается ненависть ко всем и одновременно любовь к “бедным, кротким, милым” — к Лизавете, которую он убил, к матери, к Соне... Он понимает, что в какую-то минуту “с него станется” рассказать все матери... Раскольников засыпает и видит страшный сон: мещанин заманивает его в квартиру старухи, а та, живая, прячется там в углу. Он снова бьет ее топором — а она смеется. Он бросается бежать — а его уже поджидают люди. Раскольников в ужасе просыпается и видит на пороге незнакомца. Это Аркадий Иванович Свидригайлов. 
    ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 
    Свидригайлов говорит, что ему нужна помощь Раскольникова в одном деле, касающемся его сестры. Одного-то его она и на порог к себе не пустит, а вместе с братом... Раскольников отказывает Свидригайлову. Тот свое гнусное поведение по отношению к Дуне объясняет влюбленностью,  страстью. 
     
    Раскольников говорит, что слыхал, будто Свидригайлов погубил свою жену, на что тот отвечает, что умерла Марфа Петровна от апоплексического удара, а он ее “ударил всего только 
два раза хлыстиком”. Свидригайлов говорит не умолкая. Раскольников, приглядевшись к нему, замечает: “Мне... кажется, что вы очень хорошего общества, по крайней мере, умеете при случае быть и порядочным человеком”. “...Я ничьим мнением особо не интересуюсь, — отвечает Свидригайлов, — а потому отчего же и не побывать пошляком.... особенно если к тому и натуральную склонность имеешь”. Свидригайлов рассказывает историю своей женитьбы на Марфе Петровне. Она выкупила его из тюрьмы, куда он попал за долги, женила на себе и увезла в деревню. Она его очень любила. Документ об уплаченных тридцати тысячах она хранила всю жизнь как залог того, что муж ее не бросит, и лишь за год до смерти вернула его ему и подарила приличную сумму денег. Свидри-гайлову является покойная Марфа Петровна. Раскольников поражен — ему ведь тоже явилась во сне убитая им старуха. “Отчего я так и думал, что с вами непременно что-нибудь в этом роде случается!” — восклицает он. Свидригайлов обрадован: он чувствовал, что между ними есть что-то общее, он, как увидел Раскольникова, сразу подумал: “Это тот самый и есть!” На вопрос: “Какой — тот самый?” — он ответить не может. Раскольников советует Свидригайлову сходить к врачу, считает его “помешанным”. Свидригайлов заявляет, что Лужин не пара сестре Раскольникова и что он готов предложить Дуне десять тысяч рублей, чтобы облегчить ей разрыв с женихом. У него и ссора-то с Марфой Петровной вышла из-за того, что она “состряпала эту свадьбу”. Марфа Петровна завещала Дуне три тысячи. Перед своим возможным “вояжем” Свидригайлов хочет “покончить с господином Лужиным” и повидаться с Дуней. К тому же он собирается скоро жениться “на одной девице”. Уходя, Свидригайлов сталкивается в дверях с Разумихиным. 

    К восьми часам Раскольников с приятелем идет в гостиницу к матери и сестре. В коридоре они сталкиваются с Лужиным. Все входят в комнату. Лужин сердит — нарушено его приказание не пускать Родиона. Пульхерия Александровна, стараясь поддерживать разговор, упоминает о кончине Марфы Петровны. Лужин сообщает о приезде Свидригайлова и рассказывает о преступлении этого человека, о котором он якобы знает со слов покойной. Свидригайлов водил знакомство с некоей Ресслих, процентщицей, а у нее жила ее племянница, глухонемая девочка четырнадцати лет, которую она попрекала каждым куском и била. Однажды девочка была найдена на чердаке повесившейся. Поступил донос — девочка была “жестоко оскорблена” Свидригайловым. Благодаря стараниям и деньгам Марфы Петровны дело было замято. Лужин упоминает и еще об одном преступлении Свидригайлова — еще во время крепостного права он замучил, довел до самоубийства своего слугу Филиппа. Дуня возражает Лужину, говорит, что Свидригайлов хорошо обращался со слугами. Раскольников сообщает о визите Свидригайлова, о том, что он просит о свидании с Дуней и что Марфа Петровна оставила Дуне по завещанию деньги.

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» О романе

Автор: admin від 6-10-2017, 18:14

О произведении Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Замысел произведения появился у писателя еще в 1859, когда он отбывал наказание на каторге. Изначально Достоевский собирался написать роман «Преступление и наказание» в форме исповеди, но в процессе работы первоначальная идея постепенно изменилась и, описывая свое новое произведение редактору журнала «Русский вестник» (в котором книгу впервые напечатали), автор характеризует роман как «психологический отчет одного произведения». «Преступление и наказание» относится к литературному течению реализм, написано в жанре философско-психологического полифонического романа, так как идеи героев в произведении равноправны между собой, а автор стоит рядом с персонажами, а не над ними. Составленное по «Преступлению и наказанию» краткое содержание по главам и частям позволяет ознакомиться с ключевыми моментами романа, подготовиться к уроку литературы в 10 классе или контрольной работе. Представленный на нашем сайте пересказ романа вы можете читать онлайн либо сохранить на любой электронный носитель.

                                                                              Главные герои

Родион Раскольников– бедный студент, молодой, гордый, бескорыстный юноша. Он«был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

Соня Мармеладова– родная дочь Мармеладова, пьяницы, бывшего титулярного советника.«Девушка малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

Петр Петрович Лужин– жених Дуни, расчетливый,«чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией»господин сорока пяти лет.

Аркадий Иванович Свидригайлов– азартный игрок с противоречивым характером, переступивший через несколько жизней.«Человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный».

Порфирий Петрович— пристав следственных дел, который занимался делом об убийстве старухи-процентщицы.«Человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард». Человек умный,«скептик, циник».

Разумихин– студент, друг Родиона. Очень неглупый молодой человек, хотя иногда простоватый,«наружность его была выразительная — высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача».

 

Дуня (Авдотья Романовна) Раскольникова– сестра Раскольникова,«твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем»девушка.«У нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые». Другие персонажи  Алена Ивановна– старуха-процентщица, которую убил Раскольников. Лизавета Ивановна– сестра старухи-процентщицы,«высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». Семен Захарович Мармеладов– отец Сони, пьяница,«человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной».  Екатерина Ивановна Мармеладова– женщина благородного происхождения (из разорившейся дворянской семьи), мачеха Сони, жена Мармеладова.«Ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами». Пульхерия Александровна Раскольникова– мать Родиона, женщина сорока трех лет.  Зосимов– доктор, приятель Раскольникова 27-ми лет.  Заметов— письмоводитель в полицейском участке. Настасья– кухарка хозяйки, у которой снимал комнату Раскольников. Лебезятников– сосед Лужина по комнате. Микола– красильщик, сознавшийся в убийстве старухи Марфа Петровна Свидригайлова– жена Свидригайлова.  Полечка, Леня, Коля– дети Катерины Ивановны.

СЕРВАНТЕС

Автор: admin від 6-10-2017, 18:12

СЕРВАНТЕС

В Испании 1605 год был исключительно благополучным для культуры. Что же касается политики и экономики, то он не сулил испанскому народу ничего нового. Империя Карла V, где "солнце никогда не закатывалось", по-прежнему занимала лидирующие позиции на мировой арене. Однако уже начала создаваться база для экономического кризиса. Но до его пика было ещё очень далеко.

Испанское королевство вело бесконечные войны на суше и на море. Цель у них была одна – сохранить и ещё больше расширить свои необъятные владения в Европе, Америке, Азии и Африке. Те значительно увеличились после 1581 года, когда Португалия присоединилась к Испании и передала ей все свои колонии.

В этот период времени были одержаны победы над восставшими жителями Фландрии и германскими войсками. Шла успешная борьба за власть в колониях с Англией, Голландией и Францией. Но все эти громкие события не могли сравниться по своей важности с событием, на первый взгляд скромным и незначительным.

В январе 1605 года в книжных лавках Мадрида появился роман мало кому известного пожилого писателя, да к тому же инвалида. Называлось это произведение "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". С момента появления этой книги прошло уже более 400 лет. Кто сейчас помнит Карла V, Филиппа II, Филиппа III, других королей и полководцев? Эти люди затерялись в череде веков, а бессмертное произведение продолжает жить полнокровной жизнью и находит всё больше и больше поклонников.

Кто же являлся автором великого творения? Звали его Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616). Этот человек примечателен тем, что нужда преследовала его с появления на свет и до самой могилы. Сам писатель в своей поэме "Путешествие на Парнас" говорит о себе как о человеке, измученном проклятой нищетой. Даже когда он уже был в зените славы, о нём говорили, что он старик, солдат, идальго и бедняк.

Узнав об этом, французы недоумённо восклицали: "И такого великого писателя Испания не обогатила и не содержит на государственный счёт?" На что испанцы отвечали: "Великие творения его заставляет писать нужда. Поэтому хвала Богу, что он никогда не жил в богатстве, ибо своими шедеврами, будучи нищим, он обогащает весь мир".

 

Биография Сервантеса

 

Детство

Согласно записи о крещении в одной из церквей города Алькала де Энарес, 29 сентября 1547 года у вольнопрактикующего лекаря Родриго де Сервантеса и его жены Леоноры де Кортинас родился мальчик – будущий создатель "Дон Кихота". В семье он был 4-м ребёнком. Всего же детей насчитывалось шестеро. Три девочки и трое мальчиков.

По отцу будущий великий писатель имел знатное дворянское происхождение. Но в XVI веке род обнищал и пришёл в упадок. Родриго страдал глухотой и никогда не занимал никаких судебных и административных постов. Он стал всего лишь лекарем, что с точки зрения идальгии не значило практически ничего. Мать писателя также принадлежала к бедному дворянскому роду.

В материальном отношении семья жила очень плохо. Родриго в поисках заработка постоянно переезжал из города в город, а жена с детьми следовала за ним. Но вечная нужда не внесла в семейный быт раздоров и скандалов. Родриго и Леонора любили друг друга, а их дети жили дружным спаянным коллективом.

Постоянные переезды имели скорее положительную, чем отрицательную сторону для маленького Мигеля. Благодаря им, он с ранних лет познакомился с подлинной, а не показной жизнью простых людей.

В 1551 году лекарь со своим семейством поселился в Вальядолиде. В то время этот город считался столицей королевства. Но прошёл год, и Родриго был арестован за неуплату долгов местному ростовщику. Скудное имущество семейства пошло с молотка, и опять началась бродяжническая жизнь. Семья уехала в Кордову, затем вернулась в Вальядолид, а после этого перебралась в Мадрид и, наконец, осела в Севилье.

В 10-летнем возрасте Мигель поступил в коллегию иезуитов. В ней он оставался 4 года с 1557 по 1561 и получил среднее образование. Дальнейшая учёба проходила в Мадриде у известного испанского педагога и гуманиста Хуана Лопеса де Ойоса. А тем временем семья юноши окончательно разорилась. В связи с этим Мигелю пришлось думать о том, чтобы самостоятельно зарабатывать на хлеб и помогать обнищавшему семейству.

 

Молодые годы

У бедных дворян в то время было 3 дороги: идти в церковь, служить при дворе или в армии. Будущий великий писатель выбрал 2-й путь. Хуан Лопес де Ойос дал своему ученику рекомендательное письмо, и тот устроился на службу к чрезвычайному послу папы Пия V, монсеньору Джулио Аквавиву-и-Арагону. В 1569 году вместе с послом Сервантес уехали из Мадрида в Рим в должности камерария (ключника).

На службе у Аквавивы будущий писатель пробыл год, а в 1570 году поступил на службу в испанский полк, дислоцированный в Италии. Это дало ему возможность побывать в Милане, Венеции, Болонье, Палермо и основательно познакомиться с итальянским укладом жизни, а также богатейшей культурой этой страны.

7 октября 1571 года состоялась морская битва при Лепанто. В ней флот Священной лиги (Испания, Ватикан и Венеция) наголову разгромил турецкую эскадру, чем положил конец турецкой экспансии в Восточное Средиземноморье. Однако для Мигеля это сражение закончилось печально. Он получил 3 огнестрельных ранения: два в грудь и одно в левое предплечье.

Последняя рана оказалась роковой. Молодой человек практически перестал владеть левой рукой "к вящей славе правой" – как он сам позже говорил. После этого будущий великий писатель оказался в госпитале, где пробыл до начала мая 1572 года. Но, выписавшись из госпиталя, военную службу не оставил. Он изъявил желание служить дальше, и был зачислен в полк, дислоцированный на острове Корфу. 2 октября 1572 года уже участвовал в битве при Наварине, а через год был направлен в Северную Африку, откуда вернулся в Италию и продолжил военную службу в Сардинии, а затем в Неаполе.

20 сентября 1575 года Мигель вместе со своим младшим братом Родриго, который также служил в армии, поднялся на борт галеры "Солнце" и отбыл в Испанию. Но эта поездка закончилась трагически. Судно взяли на абордаж пираты и доставили пленённых братьев в Алжир. У Мигеля были с собой рекомендательные письма, и пираты посчитали его важной и богатой персоной. Они запросили за него огромный выкуп в размере 500 золотых эскудо.

Чтобы сделать узника сговорчивым, они держали его в цепях и с железным кольцом на шее. Тот писал письма на родину, а алчные алжирцы ждали выкуп. Так прошло долгих 5 лет. За это время молодой мужчина показал себя человеком благородным, честным и стойким. Своим мужественным поведением он даже заслужил уважение у такого головореза как Гассан Паша.

В 1577 году родные накопили деньги и выкупили Родриго. Мигелю же пришлось ждать ещё долгих 3 года. Король отказался выкупать своего верного солдата, и родные ценой невероятных усилий собрали сумму в 3300 реалов. Эти деньги были переданы Гассану Паше, а тот видимо был рад избавиться от опасного человека. 19 сентября 1580 года Сервантеса освободили из алжирского плена, а 24 октября он покинул Алжир, чтобы через несколько дней ступить на родную испанскую землю.

 

Жизнь после плена

Испания встретила своего соотечественника неласково. На родине он был никому не нужен, а семья находилась в ужасном состоянии. Отец совсем оглох и отказался от врачебной практики. Умер он в 1585 году. Но ещё до его смерти Мигель стал главой семьи. Чтобы прокормить себя и своих близких, опять вернулся на военную службу. В 1581 году он в качестве военного курьера ездил в Северную Африку и одно время находился при ставке герцога Альбы в Томаре.

В это время у Мигеля появилась внебрачная дочь Исавель де Сааведра. В 1584 году будущий писатель женился на 19-летней Каталине де Саласар-и-Паласьос. У девушки было маленькое приданое, и материальное положение семьи не улучшилось.

В 1587 году Мигель отправился на юг страны в Андалусию. Это был центр торговых связей с американскими колониями. Он открывал широкие возможности для коммерческой инициативы. Писатель осел в Севилье и получил место комиссара по заготовкам для Непобедимой Армады. Это был Клондайк для взяточников и нечистоплотных личностей. Другие продовольственные комиссары за год делали целое состояние, а Мигель жил на скромное жалование и старался вести все дела честно.

В результате он нажил кучу врагов, и его обвинили в утаивании денег. Закончилось всё это 3-х месячным заключением в 1592 году. В 1594 году его направили сборщиком налоговых недоимок в королевство Гранаду. Мигель рьяно взялся за новое дело. Он собрал сумму в 7400 реалов и перевёл эти деньги в севильский банк. Но тот объявил себя банкротом, а сборщику налогов предъявили денежный иск. Сервантесу не удалось доказать, что он все собранные деньги отдал государству. В 1597 году его опять посадили в тюрьму на 3 месяца. В 1604 году писатель расстался с Севильей и переехал в Вальядолид. Вскоре к нему присоединилась и семья.

 

Творчество

Первый большой и незавершённый роман в прозе и стихах "Галатея" был начат в 1582 году, а увидел свет в 1585 году. В XVIII веке это произведение пользовалось таким же успехом, как и "Дон Кихот". В наше время роман почему-то несправедливо забыт. Это повествование о любви 2-х пастухов, Элисьо и Эрастро к прекрасной Галатее. Первая часть романа, которая увидела свет, состоит из 6 глав. В каждой главе описывается 1 день соперничества 2-х влюблённых юношей. А вот брак Галатеи с одним из пастухов автор хотел дать во 2-й части, которую так и не написал.

Что касается драматургии, то Мигель де Сервантес написал порядка 30 пьес. В 1602 году началась работа над бессмертным творением "Дон Кихот".

Роман о благородном рыцаре Дон Кихоте и его верном оруженосце Санчо Пансе состоит из 2-х частей. Вторая часть была написана на 10 лет позже первой и была окончена в 1613 году. В продаже появилась в ноябре 1615 года, а первая часть, как уже говорилось, в январе 1605 года.

Но второму тому предшествовал подложный том, написанный неким Алонсо Фернандесом Авельянедой. Он увидел свет летом 1614 года. Подлинное имя автора фальшивки неизвестно по сей день. Сам Мигель узнал о подложном "Дон Кихоте", когда писал 59 главу. Это известие повергло его в раздражение и, скорее всего, ускорило смерть. Однако следует заметить, что подложная вторая часть хоть и была написана литературным бойким языком, но успеха у читателей не имела и прошла, в общем, незамеченной.

Между первой и второй частями великого романа было создано второе по литературной значимости произведение – "Назидательные новеллы". Они были такими блестящими, что их хвалили даже литературные враги Сервантеса. В сборник вошли 12 повестей с разнообразными сюжетами. Здесь можно назвать любовные повести: "Сила крови", "Две девицы", "Сеньора Корнелия". Остро сатирические: "О беседе собак", "Обманный брак". Психологические: "Ревнивый эстремадурец".

 

Конец жизненного пути

Последние годы жизни великий писатель жил в Мадриде. В этот город он переехал в 1608 году. Жил с семьёй в бедном квартале. "Дон Кихот" материальное положение не улучшил. В 1609 и 1611 годах умерли родные сёстры Мигеля. Жена приняла монашеский постриг. Дочь развелась с первым мужем и заключила второй брак.

Последним стал уже упомянутый роман "Странствие Персилеса и Сихизмунды". Закончен он был 16 апреля 1616 года. В книжных магазинах появился в апреле 1617 года, а умер писатель 23 апреля 1616 года. Похоронили Сервантеса на средства Братства рабов святейшего причастия, членом которого он состоял с 1609 года.

В предисловии к своему последнему творению гениальный испанец обратился к читателям с такими словами: "Простите, радости! Простите, забавы! Простите, весёлые друзья! Я умираю в надежде на скорую и радостную встречу с вами в мире ином". Так закончилась многострадальная, но исполненная величия и благородства жизнь великого писателя и гражданина.